Креативный остров,. или Кадры для российской Силиконовой долины
Автор: Маргарита Курганова
Вблизи живописного Плещеева озера есть территория, называемая его обитателями островом. Остров окружен вековыми соснами. Называется он Кухоморье – по имени заповедного местечка Кухморь. Здесь 21 год назад появился детский лагерь, в котором ребятишки, как и положено в лагере, отдыхают и занимаются спортом.
Лагерь круглогодичный, и здесь после каникул, с осени до лета, тоже учатся. Но не этим он знаменит – здесь дети, как они сами выражаются, отдыхают креативно, то есть еще и обучаются новым компьютерным технологиям, занимаются гуманитарными науками. Официально лагерь называется «Международный детский компьютерный центр», сюда приезжают ребята из разных концов России и из других стран. Он был основан по инициативе академика Евгения Павловича Велихова и директора Института программных систем РАН профессора Альфреда Карловича Айламазяна. Центр является подразделением Института программных систем им. А.К.Айламазяна РАН. Безусловно, большую поддержку во всех начинаниях центру оказывает директор ИПС РАН, член-корреспондент РАН Сергей Михайлович Абрамов. Есть у острова свой «правитель», а официально директор центра – Петр Анатольевич Устюков, которого все дети любят, уважают за справедливость, за то, что с ним легко подружиться, легко общаться. Петр Анатольевич, не имея педагогического образования, оказался учителем от Бога, учителем по призванию. Он умеет разгадать тайну самой закрытой детской души и помочь ребенку научиться общаться и дружить, обрести душевную гармонию. Идейным вдохновителем, автором многих талантливых инициатив и образовательных проектов преподаватели центра считают директора образовательных программ, члена-корреспондента Международной педагогической академии Ольгу Васильевну Устюкову. Ей удалось собрать творческих педагогов, благодаря которым здесь раскрываются таланты детей, о которых часто ни они, ни их родители даже не подозревали. Ребят, приезжающих в центр, не отбирают. Сюда с радостью принимают всех желающих. За 20 с лишним лет не было ни одного случая, чтобы какой-то ребенок не нашел себе любимого занятия. А многие настолько увлекаются, что не замечают, как подошел конец смены. И каждый, уезжая, обещает вернуться и приезжает еще и еще, даже по 20-30 раз, пока не окончит школу, потому что лагерь круглогодичный. Часто новички, еще в автобусе узнав, что кроме отдыха предстоит учиться, начинают волноваться: им и в школе это надоело. Но вот, приехав на Кухоморье, они видят приветливые сияющие лица педагогов и кураторов, и каждый начинает думать, что именно его здесь ждали. Новички быстро осваиваются и скоро выбирают благодаря яркой привлекательной рекламе и рассказам самих педагогов кафедру, на которой они будут заниматься. Церемония открытия смены всегда проходит необычайно торжественно. Сначала каждый преподаватель представляет свою кафедру. Они все стоят на сцене со свечами в руках, символизирующими огонь знаний. Потом на сцену приглашают двух старожилов центра, которые зажигают «огонь знаний острова Кухоморье». Особенно детям нравится, когда Петр Анатольевич и Ольга Васильевна дуэтом исполняют гимн центра, слова которого написал сам директор. А в конце торжества – веселая дискотека. Если воспитанников здесь не отбирают, то педагоги и кураторы проходят самый строгий и взыскательный отбор. Каждый преподаватель возглавляет одну из кафедр. А куратор в течение суток несет ответственность за жизнь и здоровье детей – и озорных, и неряшливых, и грубых, и застенчивых. Умеют им прощать обиды. В обычных лагерях есть кружки, здесь они называются кафедрами. И этому научному названию вполне соответствуют содержание курса и знания, которые ребята получают. Кафедр много, около 20, все они так или иначе связаны с компьютером, но есть такие, где компьютер – главный предмет изучения. Там обучают новым компьютерным технологиям. На кафедрах, которые относятся к естественно-научному направлению, изучают математику – курс, который поможет поступлению в вузы, а также теорию вероятности. Детей учат тому, чему они не учились в школе, но что вполне может пригодиться в жизни. Есть кафедры, которые на первый взгляд кажутся слишком научными и непостижимыми. Популярны кафедры «Программирование. С++» и «Компьютерная алгебра». Здесь изучают программирование, решают задачи, изучают функции, разрабатывают свои собственные программы. На «Компьютерной алгебре» тоже занимаются построением функций, решают сложные математические задачи. Самое удивительное, что на эту кафедру идут и гуманитарии, поддавшись обаянию педагога. Он очень нестандартно представляет курс. – У некоторых гуманитариев на этих занятиях пробуждается интерес к математике, после того как она им раскрывается в несколько ином ракурсе, – говорит самый уважаемый в центре педагог Александр Сергеевич Кравцов. – Это очень популярная кафедра. Есть три кафедры, которые ведет Артем Дузь: «Азы программирования», «Азы грамотности», «Web-мастерская». На кафедре «Азы компьютерной грамотности» учат с нуля, с первого знакомства с компьютером. Сюда приходят младшие ребята. Младших ребят учат пользоваться Интернетом. Не только искать полезную информацию – их знакомят с правилами поведения в Интернете, ведь Интернет, по мнению Александра Кравцова, – это такое пространство, где немало информации, которая может навредить ребенку. Им рассказывают об истории Интернета, о принципах работы в нем. Слово «Интернет» магически действует на всех, особенно на маленьких. Они привыкают пользоваться электронной почтой, создают свои страницы, пишут письма родителям. Электронный ящик они оборудуют сами. На кафедре «Азы программирования» юные кухмари учатся делать компьютерные мультфильмы, причем обязательно с музыкальным сопровождением. Они постигают основы программирования на языке Pascal и основы визуального программирования в среде программ Delphi. Часто ребенку может понравиться один курс, потом второй и третий. И в итоге он занимается на всех трех, а, например, Саша Зубо, ученица четвертого класса, посещает четыре. И везде успевает. О центре она говорит с восхищением: «Здесь лучше, чем в школе, мне не хочется отсюда уезжать». На кафедре «Компьютерная графика» всегда много желающих. Здесь учат использовать программу Adobe Photoshop. Благодаря ей можно обрабатывать фотографии: менять цвет волос, глаз, выражение лица, делать его более привлекательным, работать с видеофайлами, делать анимацию изображения. На кафедре «Электронная музыка» у детей открывается музыкальное видение, они начинают обрабатывать готовые аудиодорожки, создавать миксы на основе известной композиции, из нескольких частей делать свои треки. На кафедре «Интернет HTML» юные кухмари используют все богатства, заключенные в Глобальной сети «Интернет» для познания, общения, поиска информации, учатся создавать и представлять web-страницы и сайты. В центре есть и гуманитарные кафедры. Одна из них – «Корабль искусств». А капитан его, то бишь преподаватель, – Светлана Климович. А учат здесь не морским премудростям, а художественным промыслам. Ребята рисуют, лепят фигурки зверей и сказочных персонажей, расписывают ткань в стиле батик. Пишут сценарии, делают декорации, а затем создают мультфильмы. Последний они назвали «Емеля и Интернет». Этот проект готовят Настя Баранова и Лиза Гапонова. Они придумали историю о юноше, который ищет свое место в жизни. Он становится образованным человеком и благодаря Интернету находит интересную работу. Всю смену юные кухмари готовят проекты. Темы придумывают сами. Под руководством педагога кафедры работают над ними группами или в одиночку. В первые дни приезда для них устраиваются научно-практические мини-конференции, на которых авторы представляют идею проекта и те наработки, которые уже есть. Лена Казакевич и Ваня Чистяков с помощью Александра Сергеевича Кравцова создали проект «Космос». В нем две части. В первой рассказывается о Солнечной системе. Посетители сайта могут ознакомиться с особенностями каждой из планет. Во второй – гипотеза о том, как переселить людей на другие планеты и как для них создать условия для жизни, в частности обеспечить запасы воды. Любопытен проект Кати Пещанской «Пульс Интернета», выполненный под руководством Андраника Мкртчяна на кафедре «Цифровая обработка звуков». Он посвящен эмоциям и настроениям Интернета, которые переносятся к нам. Работу «Компьютер глазами ребенка» представил на мини-конференции Сергей Сорокин (кафедра «Азы компьютерной грамотности»). Консультировал его педагог Артем Дузь. Надя Мазитова, Женя Мареева, Лиза Процева, занимались на кафедре «Анимашки», с помощью преподавателя Александра Александровича Кондратьева представили проект «Алиса в стране WWW-ленде». В мультфильме рассказывается о том, как девочка, засидевшись за компьютером, увидела на экране белого кролика, и ее затянуло в сеть «Интернет». Каждый сайт этого таинственного мира представлен в виде двери. Каждая из них уникальна, а все вместе они образуют мегаполис – мир Интернета. А защищают проекты на большой научной конференции в конце смены. Она проходит в электронном виде. Нет ни одного ребенка, который не участвовал бы в проектной деятельности. В центре создаются и международные проекты, которые охватывают более ста стран. Они объединяют примерно три школы в один виртуальный класс. Скажем, одна из Канады, другая из России, третья из Америки. Эта дает возможность ребятам из разных стран знакомиться, обмениваться информацией. В первые годы в центре был телефонный Интернет. И тем не менее российские дети заняли первое место среди 800 школ. А среди школ в тройке лидеров всегда наша школа ведущая. На протяжении последних 10 лет центр проводит сетевые олимпиады по информатике и экологии. В каждой олимпиаде участвуют более 100 школ из разных регионов страны. Олимпиады позволяют участникам не только побеждать, но и общаться в процессе работы с командами из других регионов, публиковать свои статьи в электронной газете олимпиады. Это участие, по выражению педагогов и ребят, дает необыкновенный результат: повышается мотивация более усердно заниматься предметом, более творчески относиться к предмету, реализовывать свой потенциал, приобрести единомышленников. Один участник из состава команды – победительницы олимпиады по информатике получает право на бесплатную путевку в одну из летних смен в МДКЦ ИПС РАН. В центре с успехом осуществляется проект «Одаренные дети, оставшиеся без попечения родителей». Каким счастьем загораются глаза этих ребят при первых успехах на кафедрах, во время выступлений на конференции центра, где они представляют свои работы. Это помогает ребятам данной социальной группы поверить в свои силы, приобрести новых друзей, определиться в выборе будущей профессии. Первые воспитанники Международного детского центра стали взрослыми. Многие ушли в программисты, кто-то занимается наукой. Не будет преувеличением сказать, что здесь воспитывают будущих Ломоносовых, Менделеевых, Тимирязевых, Ландау. И вполне возможно, кто-то из них будет работать в российской Силиконовой долине. Переславль-Залесский, Ярославская область