Международный Детский Компьютерный Лагерь ИПС им. А.К. Айламазяна РАН

Ассоциированная Школа ЮНЕСКО

Как улучшить память вашему ребенку?

А вы обращаете внимание на качество памяти своих детей?

Что мы знаем о памяти кроме того, что она может быть хорошей и плохой? В первую очередь, нужно понимать, что память, равно как и физические способности, можно тренировать. И чем раньше это делать, тем лучше. Младенческая память заключается в различении лиц родственников и близких людей, затем ребенок начинает познавать окружающий мир: цвета, формы, вкусы, запахи. С 9 месяцев дети начинают осваивать речевой навык, запоминает новые сочетания, слова. Постепенно память ребенка расширяется, насыщается новыми знаниями. Информация поступает непрекращающимся потоком. В годовалом возрасте ребенок начинает осознанно обращаться со своей памятью: запоминать нахождение предметов в пространстве, имена людей и так далее. Важно начинать работать с памятью уже с малого возраста, чтобы в будущем ваш ребенок смог достичь больших успехов.

 

Какой бывает память?

1. Произвольная и непроизвольная

Непроизвольная память работает в бессознательном поле, начинает работать тогда, когда ситуация случается в сфере интересов человека, вызывает сильную эмоциональную реакцию.

При произвольной памяти человек специально запоминает, заучивает определенную информацию, использует определенные методики.

2. Непосредственная и опосредованная

В процессе непосредственного запоминания не требуется специального осмысления и понимания, это механическое заучивание, в народе – зазубривание.

Для опосредованного запоминания важно понимание материала, осмысление и связь частей информации с помощью логики.

3. Кратковременная и долговременная

Здесь все предельно понятно. Кратковременная память работает быстро во всех направлениях: быстрое запоминание и быстрое забывание. Для долговременной памяти важной характеристикой является количество усилий приложенных для запоминания. Зачастую стоит повторить материал с определенной периодичностью, чтобы надолго его запомнить. Именно поэтому мы так хорошо помним таблицу умножения.

Кратковременная память отлично работает у дошкольников, а вот школьники усердно развивают долговременную, которая помогает им в учении.

4. Память, связанная с органами чувств.

Многие замечают, что лучше запоминают информацию, когда ее услышат или увидят, или запишут. Отсюда следует, что память бывает слуховой, зрительной, тактильной, кинетической. А еще бывает мнемоническая память, работающая на аналогиях и ассоциациях. В зависимости от того, какая память преобладает у вашего ребенка, нужно эффективно использовать методики запоминания

 

Вот мы и разобрались с тем, какой бывает память. А теперь давайте узнаем, как ее улучшить. Для этого мы предлагаем несколько действенных способов, которые даже понравятся вашему ребенку.

1. Читаем книжки

Чтение книг положительно влияет на память ребенка. Не зря родителям советуют читать книги своим детям с самых ранних лет, даже если они еще не научились говорить или читать самостоятельно. При самостоятельном чтении у ребенка развивается фантазия, воображение, которые создают множество ассоциаций, помогающих в запоминании информации. Также можно устраивать с ребенком обсуждение-дискуссию, чтобы не только закрепить прочитанное, но и порассуждать над проблемой, поднятой в произведении.

2. Играем в «запоминалки»

Существует множество интересных игр, направленных на запоминание. К примеру, вы можете сказать своему ребенку 10-15 слов, а затем попросить его воспроизвести их. Затем усложнить задачу: снова прочитать эти слова и попросить записать их в том же порядке. Важно делать это регулярно и с постепенным усложнением, когда ребенок будет чувствовать легкость в выполнении этого упражнения. Играть в «запоминалки» можно с помощью картинок или каких-то конкретных ситуаций. Здесь мы взываем к вашей фантазии, дорогие родители.

4. Расширение словарного запаса

Очень важный и полезный пункт. Чем больше слов мы знаем, тем больше информации мы сможем выразить с их помощью. Всегда объясняйте новые и непонятные слова, рассказывайте жизненные истории, связанные с ними (они должны быть интересными!). Устройте соревнование со своим чадом по узнаванию слов, составьте чек-лист или придумайте свою методику.

5. Новое занятие

Тренируют память и новые увлечения. Запишите ребенка на плавание, конный спорт, танцы или в музыкальную школу. Для обретения новых навыков требуются специальные знания, термины и алгоритмы. И чтобы стать профессионалом в какой-то сфере школьнику будет необходимо владеть всем комплексом, который необходимо запомнить. Вот в такой интересной и незамысловатой форме можно тренировать память.

6. Цифровые ресурсы

Цифравизация уже давно предписывается Федеральным государственным образовательным стандартом, в программы обучения вводятся элементы геймификации и иные интерактивы, которые работают на электронных носителях. Сейчас у каждого второго школьника есть свой компьютер и смартфон, с помощью которых он может не только развлекаться, но и получать новые знания.

Для смартфонов и планшетов существует множество интересных приложений, с помощью которых тренируется память ребенка. Подобные вы сможете найти в поиске без особого труда. Только советуем вам, родители, для начала самостоятельно ознакомиться с приложением, чтобы понять алгоритм его работы и объяснить своему ребенку.

Игры на тренировку памяти для детей разных возрастов

2-4 года

«Что пропало?»

Выставьте в ряд перед ребенком предметы, которыми он часто пользуется, или любимые игрушки. Затем попросите его отвернуться и уберите одну вещь. Спросите, что пропало. Можно придумать и другие интересные вариации для этой игры или усложнить ее при успешном выполнении задания.

«Магазин»

Предложите ребенку рецепт блюда, которое нужно приготовить. К примеру, вы готовите суп. Для этого вам понадобятся: лук, морковь, картофель и так далее. Вы даете ребенку корзинку, в которую он складывает все предметы, которые вы называете. Таким образом тренируется не только память, но и логическое мышление.

4-6 лет

«Башня»

Склейте из пустых спичечных коробков башню. В одну из ячеек положите пуговицу. Задача ребенка будет запомнить, где она спрятана. Через 30 минут спросите, куда была положена пуговица. Это задание так же вариативно, вы можете экспериментировать как со временем, так и с количеством предметов, которые прячете.

«Пары»

Придумайте 10 сочетаний, в которых слова будут связаны по смыслу. Например, кирпич – дом, свет – солнце, и так далее. Назовите их все полностью, затем говорите только первую часть, а вторую должен назвать сам ребенок.

6-8 лет

«Мамин сундучок»

Игра работает по принципу «Снежного кома». Вы начинаете: «Мама кладет в свой сундучок помаду». Ребенок повторяет и добавляет свой предмет: «И часы». Затем вы проговариваете фразу с этими двумя предметами и добавляете свой. То же самое делает ребенок. В этой игре можно доходить до 10-15 предметов. Задача: запомнить слова и их порядок.

«Кто знает больше»

Эта игра тренирует память и быстрое вспоминание. Возьмите мяч, бросьте его ребенку и при этом дайте задачу: «Назови 5 женских имен/зеленых овощей/предметов одежды». За 15 секунд ребенок должен его выполнить. Кстати, так еще и структурируются знания.

Вот такие советы мы предлагаем вам для тренировки памяти у детей. Помните, что ваше участие в этом нелегком деле определяет более 70% успеха. Дерзайте!

 

Другие новости


УЗНАЙТЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ДЕТСКИХ КАНИКУЛАХ

Получите программу смен для детей и подростков.
Куда отправить Вам презентацию?

+
+